Спортивный пул
ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН
бильярдных столов и аксессуаров
Консультации с 9-30 до 18-00

Заказать обратный звонок

Путь хитреца, роман Владимира Санькова

 
Ваша корзина пуста Корзина
Персональный раздел Персональный раздел
Каталог товаров
Бильярдные столы
Кии
Шары
Электроника
Мебель
Комплектующие
Светильники
Чехлы и тубусы
Аксессуары
Игротека
Услуги
Доставка, разгрузка
Монтаж стола
Демонтаж
Регулировка стола
Перетяжка сукна
Замена резины бортов
Ремонт станины


Информация
Энциклопедия
Форум
Где поиграть
Посетителей сейчас: 6
Статьи по теме


Бильярдные столы в наличии и под заказ. Доставка и монтаж бильярдных столов и аксессуаров.
   


Спортивный пул


Отцом американского лузного бильярда, или пула, принято считать выходца из Ирландии Майкла Фела­на. В пятидесятых годах прошлого века он разработал бильярдные столы нового типа и заложил основы совре­менных правил игры. Современная разновидность пула, известная как «14.1 с продолжением» или «Пря­мой пул», была изобретена лишь в 1910 году, а первый официальный чемпионат по новым правилам состоял­ся в 1912 году. Самые первые американские чемпиона­ты с 1878-го по 1888 год проводились по правилам игры в «Пул-б1», в которой использовалась пирамида из пятнадцати занумерованных шаров. За каждый за­битый шар играющему присуждалось число очков, рав­ное номеру забитого шара. Для победы в партии необ­ходимо было набрать как минимум б1 очко. Матч проводился до определенного числа сыгранных партий (как правило, до 21). Поскольку при игре в «Пул-б1» «стоимость» шара изменял ась от 1 до 15 очков, то мож­но было выиграть матч, забив гораздо меньше шаров, чем соперник. Эта несправедливость была устранена в 1889 году, когда впервые была введена игра под назва­нием «Непрерывный пул». Участники по-прежнему разыгрывали пирамиду из пятнадцати шаров, однако за каждый правильно забитый шар присуждалось лишь одно очко. А победа в матче присуждалась игроку, набравшему в сумме 120 очков. Игрок, забивший пос­ледний шар пирамиды, должен был производить раз­битие следующей. При разбитии заказ не требовал­ся, поэтому можно было продолжить серию ударов, пе­реходя от одной пирамиды к другой. Рекордная серия при игре в «Непрерывный пул», выполненная Альфре­до де Оро в 1918 году, составляет 9б пирамид. Разби­тие при игре в «Непрерывный пул» было очень риско­ванным, поскольку чрезвычайно трудно целе­направленно забить в лузу какой-либо конкретный

прицельный шар, производя удар по всей пирамиде из пятнадцати шаров. В связи с этим игроки высоко­го класса в конце розыгрыша каждой пирамиды ста­рались отыгрываться, чтобы не производить после­дующее разбитие. Игры чрезмерно затягивались, и пуб­лика через каждые пятнадцать забитых шаров вы­нуждена была наблюдать за очередной затяжной сери­ей отыгрышей. В целях устранения этой пробле­мы Джером Кох, победитель чемпионата 1910 года и наставник будущего чемпиона Ирвинга Крейна, пред­ложил оставлять на столе последний, пятнадцатый шар каждой пирамиды и использовать его в качестве «сво­бодного» прицельного шара при установке следующей пирамиды из четырнадцати шаров. Он назвал игру.14.1 с продолжением», которая впоследствии получи­ла также наименование «Прямой пул». Это предло­жение было принято при проведении чемпионата в ап­реле 1912 года, который выиграл Эдвард Ральф, став­ший, таким образом, первым чемпионом по «Прямому пулу» .

Восьмерка» была изобретена в самом начале века. «Девятка» получила свое развитие в двадцатые годы. С тех пор регулярно проводятся чемпионаты мира по «Восьмерке» и « Девятке» .

 «Восьмерка» в настоящее время приобрела наиболь­шее распространение, так как оказалась более всего при­способлена для игры на заполонивших весь мир столах-автоматах. Из всех пуловских игр она имеет наи­более выраженный позиционный характер, открывая широкие возможности для выходов, отыгрышей, наи­грышей и масок. Именно по этой разновидности пула проводится большинство бильярдных турниров. «Девят­ка» более динамична и зрелищна. В ней главную роль играет безукоризненный выход.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПУЛА

 

Настоящие правила являются общими для всех опи­санных ниже разновидностей пула.

1. Бильярдное оборудование. Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться  с использовани­ем пуловских столов, шаров и оборудования, отвечаю­щих требованиям раздела «Бильярдное оборудование и принадлежности».

2. Расстановка шаров. При расстановке шаров дол­жен использоваться треугольник, а передний шар дол­жен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.

3. Удар по битку. Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол.

4. Промах по лузе. Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается и в игру вступает со­перник.

5. Розыгрыш начального удара. При розыгрыше на­чального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или по крайней мере два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно вы­полняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту.

При этом шар должен коснуться заднего борта по край­ней мере один раз. Розыгрыш считается автоматичес­ки проигранным, если: (1) шар зашел на половину со­перника, (2) не достиг заднего борта, (3) упал в лузу, (4) выскочил за борт, (5) коснулся длинного борта, (6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или (7) коснулся заднего борта два раза и более. Если правила нарушили оба соперника или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к пе­реднему борту, то розыгрыш повторяется.

6. Начальный удар (разбитие). Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам ро­зыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обяза­тельном порядке при проведении официальных сорев­нований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику.

Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом прицельные шары расставляют со­гласно правилам каждой конкретной игры. Биток счи­тается введенным в игру после того, как он пересек переднюю линию в результате удара по нему наклейкой кия.

7. Удар с руки из дома. Удар с руки из дома выполня­ется в начале игры и после падения битка в лузу, в спе­циально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях.

Вступающий в игру участник может располагать би­ток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располага­ется вне дома (в том числе и на передней линии). На­носить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара опреде­ляется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До пересечения пере­дней линии биток не должен задевать расположенные в доме    прицельные шары.

Биток считается введенным в игру после того, как он покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия. Пока биток не введен в игру, его мож­но поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое ка­сание битка после введения его в игру влечет за со­бой фол.

8. Игра с руки. Если правила конкретной игры предус­матривают игру с руки после объявления фола, то всту­пающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару.

9. Сыгранные шары. Шар считается сыгранным (за­битым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверх­ность стола, считается несыгранным.

10. Положение шаров. Положение шара определяет­ся положением его нижней точки (или центра).

11. Касание пола. При выполнении удара по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола, в про­тивном случае налагается штраф.

12. Выполнение удара до полной остановки шаров. Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного ша­ра. (Вращающийся на месте шар считается движу­щимся.)

13. Завершение удара. Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.

14. Дом и передняя линия. Передняя линия не яв­ляется частью дома. Поэтому если правила игры тре­буют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то при­цельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении и в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следу­ет ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.

15. Общее правило для всех нарушений. Хотя в кон­кретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех наруше­ний справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляют­ся лишь в том случае, если это предусмотрено правила­ми конкретной игры.

16. Промах по легальному шару. Удар считается не­правильным, если биток не коснулся ни одного из легаль­ных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару.

17. Правильный удар. Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем либо (1) один из прицельных шаров упал в лузу, либо (2) биток или какой-либо из при­цельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований влечет за собой фол.

18. Падение битка в лузу. Если при ударе биток пада­ет в лузу, то объявляется фол.

19. Запрет касания шаров. За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машиной, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выпол­нении правильного удара.

20. Запрет двойных ударов. Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного ра­за, а также если наклейка касается битка в то вре­мя, как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо нелегальный прицельный шар, то удар следует нано­сить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.

21. Запрет толчка. Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагает­ся штраф.

22. Правильный перескок. При правильном пере­скоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется. Выпол­нение перескока какими-либо иными способами запре­щается.

23. Выскочившие шары. Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой повер­хности стола (на упругом борту, на поручне, на полу ит. д.). Шар не считается выскочившим, если он, уда­рившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую повер­хность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет, не являю­щийся принадлежностью стола, например, осветитель­ный прибор, мел на борту или поручне и т. П., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.)

Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие при­цельные шары выставляются после полной остановки всех шаров На игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каж­дой конкретной игры.

24. Одновременное нарушение нескольких правил. Если при выполнении удара нарушено сразу несколь­ко правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотрен­ный за самое грубое из совершенных при ударе нару­шений.

25. Самопроизвольное перемещение шаров. Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким­ либо иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжает­ся. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.

Если при выполнении удара прицельный шар само­произвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и при цельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступа­ют и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара.

26. Выставление шаров. Если согласно правилам ка­кой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим обра­зом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю от­метку, а остальные в порядке возрастания номеров рас­полагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выстав­ляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.

В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номе­ром должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сто­рону задней отметки.

27. Шары, упавшие вместе с сыгранным. Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчи­тываются в соответствии с правилами каждой конкрет­ной игры.

28. Вмешательство постороннего. Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмеша­тельства постороннего лица (непосредственно или пу­тем какого-либо воздействия на игрока, выполняюще­го удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ура­ган, падение осветительного прибора, авария и т. п. Если же позицию восстановить невозможно, то партия

переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, не­применимо к игре « 14.1 с продолжением», В которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начально­го удара определяется заново. Счет, однако, сохраняет­ся таким же, каким он был к моменту приостановки партии.

29. Очередность начального удара. Если встреча проводится до определенного количества побед или сыг­ранных партий, то победитель каждой отдельной партии производит первый удар в следующей. По ус­мотрению организаторов соревнований возможны сле­дующие варианты: (1) Игроки разбивают по очереди. (2) Разбивает проигравший. (3) Разбивает проигрываю­щий по партиям.

30. Вступление в игру соперника. Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

31. Шар на борту. Удар по прицельному шару, распо­ложенному вплотную к борту, должен завершиться (1) падением одного из прицельных шаров в лузу, или (2) доведением битка до борта, или (3) доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он перво­начально не находился в контакте), либо (4) доведением до борта другого прицельного шара.

Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требо­ваний влечет за собой фол. Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.

32. Установка битка. При игре с руки установку бит­ка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое дви­жение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

33. Вмешательство в игру соперника. Если игрок от­влекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смеще­ние любого шара во время игры соперника.

Возврат к списку статей

   
 

© TRUABAN - бильярдные столы, кии, аксессуары