Российская история бильярда.
ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН
бильярдных столов и аксессуаров
Консультации с 9-30 до 18-00

Заказать обратный звонок

Путь хитреца, роман Владимира Санькова

 
Ваша корзина пуста Корзина
Персональный раздел Персональный раздел
Каталог товаров
Бильярдные столы
Кии
Шары
Электроника
Мебель
Комплектующие
Светильники
Чехлы и тубусы
Аксессуары
Игротека
Услуги
Доставка, разгрузка
Монтаж стола
Демонтаж
Регулировка стола
Перетяжка сукна
Замена резины бортов
Ремонт станины


Информация
Энциклопедия
Форум
Где поиграть
Посетителей сейчас: 6
Статьи по теме


Бильярдные столы в наличии и под заказ. Доставка и монтаж бильярдных столов и аксессуаров.
   


Российская история бильярда.




Бильярд появился в России более трехсот лет назад и всегда пользовался большой по­пулярностью. Во времена СССР массовость этой игры значительно снизилась, она стала так называемым подвальным видом спорта. Однако мы видим, что в настоящее время по­пулярность бильярда стремительно растет. И это вовсе не случайно.

Бильярд - интереснейшая интеллекту­альная игра и в то же время прекрасный вид спорта, который вырабатывает у чело­века такие важные качества xapaктepa, как психологическая устойчивость, выдержка, умение сосредотачиваться и сдерживать свои эмоции, терпение.

Чтобы освоить азы этой игры, могут пона­добиться месяцы, а возможно, и годы. Одна­ко потом вы сможете вырабатывать у себя «бильярдный артистизм» и демонстрировать на поле бильярдного стола казалось бы, невозможное.

Для занятий подавляющим большинством современных видов спорта существует воз­растной барьер - для бильярда такового нет. В бильярд можно играть в любом воз­расте, добиваясь высоких спортивных ре­зультатов и принимая участие в турнирах и соревнованиях как внутри страны, так и в международных.

За бильярдным столом часто можно уви­деть профессиональных спортсменов: фут­болистов, теннисистов, пловцов и других. Они успешно осваивают новый вид спорта.

Что же необходимо спортсмену, который хочет успешно играть в эту популярную игру? В бильярде нет ничего второстепенного. Здесь важны и мастерство, и удача, и на­строй игрока на конкретную игру, и, что, воз­можно, и есть самое главное, - физическая подготовка. Представьте себе, что спортсмен за время игpы одной русской партии прохо­дит три с половиной километра, только не по дорожке стадиона и не по специальной трассе стайера-легкоатлета, а вокруг биль­ярдного стола. При этом он одновременно выполняет хороший комплекс упражнений из области спортивной и художественной гимна­стики, проводит сложнейшие удары из самых невероятных поз, например из-за спины. Во время игры у спортсмена находятся в работе и синхронном взаимодействии все группы мышц, при этом они получают мощную сило­вую нагрузку и сохраняют эластичность.

Доподлинно известно, что бильярд вели­колепно тренирует мышцы глаз, развивает глазомер. Среди бильярдистов вы найдете немало прекрасных стрелков.

Бильярд развивает у человека сообрази­тельность.

Бильярд (фр. bilIOl'd от bille - шар) ­очень популярная, увлекательная игра, ши­роко распространенная в нашей стране и во многих других странах мира. Она позволяет снять напряжение и усталость, отлично от­дохнуть. Играть в нее могут люди любого воз­раста, но особенно она полезна тем, кто ве­дет малоподвижный образ жизни. Во время игры выполняется своеобразная гимнастика, повышается координация и гибкость движе­ний. Как отмечает Б. Каменский в одной из своих статей, «бильярд - это спорт и это не­сомненно. Бильярд - это искусство и это тоже бесспорно. Бильярд - это здоровый об­раз жизни. Ну кто против такого утверждения?»

Нередко бильярд сравнивают с шахматами в движении. И это тоже аксиома. И в бильярде, и в шахматах играют двое, причем одному иг­року может быть 10-15 лет, а второму - 70-80. Игрокам необходимо продумывать и про­считывать все варианты и ходы как свои, таки партнера. Вот только бильярдист должен быть хорошо подготовлен физически - биль­ярд являет собой своеобразный синтез не­скольких видов спорта - тенниса, стрельбы, спортивной и художественной гимнастики.

Бильярд - одна из древнейших игр. Изве­стно, что игры с мячом или шаром были од­ними из первых игр, придуманных человече­ством. Предположительно родиной бильярда является Индокитай. Древние фрески и баре­льефы свидетельствуют о том, что бильярд был представлен на первых олимпиадах (VII в. до н. э.) В Древней Греции. Правда, тогда не было ни киев, ни бильярдных столов, а роль луз на ровной площадке выполняли выкопан­ные ямки или полудуги, куда спортсмены но­гами закатывали глиняные шары. Существуют достоверные сведения о том, что в бильярд иг­рали Александр Македонский и его отец Фи­липп 11 (V-IV вв. до н. э.) И царица Клеопатра(1 в. до н. э.)

По одной из версий - это Англия, то есть отмечены упоминания о том, что шотландс­кая королева Мария Стюарт (вторая полови­на ХУI в.) играла в бильярд и что великий У. Шекспир так же увлекался этой игрой. По другой версии - это Франция; якобы есть подтверждение тому, что Людовик XI (вторая половина ХY в.) приказал установить во двор­це бильярдный стол. В Англии и Германии была известна игра, в которой на длинных столах с углублениями - «лузами» - дубин­кой загоняли каменный шар. Борты столов были твердыми и имели специальную окан­товку. В Англии была распространена игра, по­добная бильярду, когда на утрамбованной площадке в специальные ворота закатывали шары.

В семейных хрониках французских королей есть упоминания о том, что короли Лю­довик ХIII и Людовик XIV играли со своими придворными в бильярд. При правлении Людо­вика XIII во дворце, уже в специально выделен­ном для этой игры зале, были установлены би­льярдные столы. Они имели своеобразную фор­му с воротами в средней части стола. Борта сто­лов не обладали упругостью, поэтому не обеспечивалось свободное движение шаров. Количество луз у такого бильярда доходило до 10. При Людовике XIV, а также и в Англии в это время бильярд широко вошел в моду сре­ди средних и высших слоев общества.

В XVII в. бильярд получает большую попу­лярность во всей Европе. В спортивный биль­ярд успешно играют несколько сотен милли­онов любителей в странах Европы, Америки, Азии, Латинской Америки и Океании. В связи с большой популярностью этой игры началось совершенствование ее технической оснащен­ности. Прежде всего изменениям подверглись форма и размер бильярдного стола, количе­ство луз. Когда-то в бильярд играли на квад­ратном, шести-, восьмиугольном и даже на круглом столах. В результате оказалось, что самая удобная для игры форма стола, когда его длина вдвое больше ширины, а количество луз равно 6, и на таком столе их можно рас­положить на равном друг от друга расстоянии. Это дает возможность легко осуществлять сле­дующие приемы игры:

~ во время игры можно легко достать с длинных бортов любой шар, находя­щийся в средней части стола;

~ отраженные от бортов шары приводят­ся к четырем простейшим видам ударов, а именно от одного, двух, трех, и че­тырех бортов;

~ наряду с сыгрыванием шаров в лузы воз­можно широкое применение отыгрыша;

~ при покладке шаров возникают большие возможности для ударов через весь би­льярдный стол.

Были изобретены и другие типы би­льярдных столов, которые разнообразили виды бильярдной игры. Так, во Франции в 70-80 годы ХVIII в. 1 создали особый тип без­лузного бильярдного стола и таким образом возникла трехшаровая игра «Карамболь». В ос­нове этой игры лежат следующие действия: нужно осуществить последовательное соуда­рение шара-битка с двумя другими шарами. Побеждал тот игрок, который первым вы­полнял правила игры или же договоренность партнеров о числе сделанных карамболей. Французы в связи с этой игрой первыми вве­ли такие термины, обозначающие различные виды ударов, как «эффе», «клапштос», «на­кат» и др.

Француз Бергер, как игрок-профессио­нал в карамболь, с большим успехом провел в Америке показательные игры. С тех пор и в Европе, и в Америке эта игра пользуется большой популярностью.

В Мюнхене в 1901 г. учитель гимназии Фалл ер изобрел бильярд «с зеркалами», где шесть зеркал устанавливались у луз. В основу игры на таком столе положен принцип, что шар отскакивает от борта под тем же углом, под которым ударяется в него и луч света, па­дающий на зеркало. Эти оригинальные столы вначале были запатентованы во многих стра­нах Мира, но затем не получили широкого распространения в международной бильярд­ной практике.

В XIX в. монополистом в производстве би­льярдных столов стала Франция. В Париже в середине XIX в. насчитывалось 50 бильярдных фабрик и мастерских, выпускающих до 3000 Столов год. Французы первые освоили тип безлузного бильярда.

В других странах Европы и в Америке предприниматели за короткое время создали десятки фабрик по производству бильярдных столов и инвентаря. Процветающие в финан­совом отношении фабриканты стали учреж­дать ценные призы для победителей и участ­ников соревнований в целях рекламы своих изделий и популяризации бильярдного спорта.

Немного о киях. Вместе с совершенствованием бильярдных столов шло совершенство­вание и бильярдных аксессуаров, в частности киев. Кии в начале напоминали палки-дубин­ки, затем со временем они стали похожи по форме на современный кий, но с углублени­ем в тонком конце. В это углубление заливал­ся гипс. Такой кий был неудобен в употреб­лении, так как во время игры нужно было макать концом кия в жидкий гипс. Кроме того, он был плох в техническом плане, так как, чтобы «положить» шар, нужно было бить только в его центр и он шел только по пря­мой линии.

Своего рода революцию в бильярдном искусстве произвело изобретение француза Менго. Он предложил наклеивать на тонкий конец кия кусочек кожи круглой формы. Это давало возможность совершать сложные уда­ры, когда после удара таким кием в опреде­ленную точку шара он мог двигаться не только по прямой, но и по искривленной линии, вра­щаться, останавливаться, катиться назад. Менго после своих многочисленных побед (чем доказал преимущества своего кия), при­обретя большой опыт игры, написал книгу «Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игрока­ми». В Санкт - Петербурге эта книга была издана в 1847 г. В этой книге бильярдист – изобретатель приводит описание бильярдного стола, его технического оснащения, рассматривает при­емы игры, удары.

Современные кии несколько отличаются друг от друга в зависимости от производите­ля. Каждый бильярдист имеет свой любимый кий, от которого многое зависит в игре. Г. Митасов - мастер спорта международно­го класса по бильярду, главный тренер Наци­ональной федерации бильярдного спорта Рос­сии говорит, что «в современном бильярдном спорте кий для бильярдиста - что смычок для скрипача».

В 1873 г. в Нью-Йорке состоялся первый всемирный спортивный турнир по карамбо­лю, победителем которого стал француз Гарнье. В 1874 г. опять же в Нью-Йорке состо­ялись соревнования по бильярду на звание «Мастер Америки», где убедительную побе­ду одержал знаменитый бильярдист из Па­рижа Виньо - «Великий бильярдный мата­дор Франции». Он блестяще выступал на международных соревнованиях более 30 лет. В начале ХХ века Виньо возглавил Париж­скую бильярдную академию.

Несколько позже в бильярдном мире было отмечено новое событие - американ­ский мастер бильярда В. Секстон впервые в публичном состязании применил игру «сери­ями». Позже это новшество стало называться «Американские серии».

Из более или менее значительных собы­тий в бильярдном мире Европы и Америки можно отметить следующие. В 1911 г. в Герма­нии в Кельне был учрежден «Союз немецких любителей бильярда» во главе с высококласс­ным бильярдистом Р. Куртом. В 1913 г. в Бер­лине стал издаваться журнал «Мир бильяр­да», а затем и «Бильярдная газета». В 1912 г. В Париже было создано «Международное объе­динение федераций любителей бильярда». Эта ведущая организация по бильярдному спорту осуществляла планирование и прове­дение международных соревнований, подго­товку судей, разрабатывала правила соревно­ваний, определяла призовые фонды. В этот период основными европейскими бильярд­ными странами были Франция, Англия, Германия, Голландия, Швейцария, Авст­рия, Бельгия и США.

В конце XIX - начале ХХ вв. бильярдная игра все более принимала характер современ­ного спорта. В ряде стран Европы организуют­ся национальные и международные соревно­вания по бильярду. Так, в 1906 г. в Париже проходил чемпионат мира по бильярду. О распространении бильярдной игры в Европе перед Первой мировой войной свидетельству­ет тот факт, что только в Париже было бо­лее 20000 бильярдных столов.

Следует отметить, что после Первой ми­ровой войны в развитии международного би­льярда наступил некоторый спад. Новый рост популярности бильярда начался в 20-30-х го­дах. В эти годы получил большое распростра­нение не только французский карамболь, но и карамболь на больших столах. Появились новые игры - «Карамбольное многоборье». Выдающимися мастерами бильярда в то вре­мя были И. Тидке (Германия), Конти (Фран­ция), В.Ф. Гоппе, Я. Шеффер и Хореман(США), М.В. Белла (Бельгия), В. Jlемпута (Голландия), Суза (Египет) и др.

После Второй мировой войны междуна­родный бильярд завоевал законное право на­зываться международным видом спорта.

В Россию (а именно в Санкт - Петербург) бильярд был привезен царем Петром 1 из Голландии. Ему там подарили безлузно - карам­больный стол, который он приказал поста­вить в своей приемной. После этого и появился знаменитый указ о том, чтобы посетители приемной играли в бильярд - «дабы послан­ники разные и дипломаты не били баклуши, аудиенции ожидаючи».

Вскоре игра получила в России широкое распространение: в бильярд играли в царских дворцах и помещичьих усадьбах. В бильярд лю­били играть императрицы Анна Иоанновна и Екатерина II.

О последней пишет М. И. Пы­ляев в своей книге «Старый Петербург» (пе­реиздано в 1990 г.). В книге сказано, что в овальной комнате второго дворца Эрмитажа стоял большой бильярдный стол, а дальше отмечено следующее: «Государыня очень любила играть на бильярде. И перед тем, чтоб начать играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть этим кием или не нуж­но ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно светит ему в глаза».

Одним из прекрасных игроков того вре­мени был граф И. И. Воронцов-Дашков. Опи­сывая светскую жизнь Петербурга XVIII в., Пыляев в той же книге пишет так об отношении к бильярдной игре в то время: «Князь Лобанов-Ростовский давал один раз в год, Великим постом, роскошный раут ДЛЯ мужчин. На этом великосветском рауте устра­ивали всегда турнир на бильярде. В то время в знатных русских домах везде были заведены бильярды в подражание французам. Иност­ранные посланники и другие высокие гости состязались на бильярде во фраках и со все­ми звездами. Маркером у игроков был извест­ный в то время Тюрин из английского клуба. Победителем на таких турнирах был всегда граф И.И. Воронцов-Дашков».

Хорошими бильярдистами в это время были великий русский ученый М.В. Ломоно­сов, граф Г.Г. Орлов, а позднее генералы И.Н. Скобелев, Д.Г. Бибиков и А.И. Остерман­ Толстой.

Особенно следует сказать о трех вышеука­занных генералах русской армии. Каждый в сражениях за Россию потерял руку, но не­смотря на это, они, ежедневно тренируясь, со временем достигли больших успехов в би­льярдной игре. И. Н. Скобелев участвовал в войнах 1806- 1810 гг., в Отечественной войне1812 г., был сильно контужен, ранен в грудь и потерял два пальца правой руки, а в польской компании 1831 г. ядро раздробило ему левую руку, которую пришлось срочно ампутировать. И, несмотря на отсутствие руки и ряд других ранений, генерал заслу­женно считался выдающимся бильярдистом России.

Д.Г. Бибиков (1792-1870), потеряв левую руку в Бородинском сражении, все же систе­матически тренировался в игре правой рукой и достиг большого успеха. А.И. Остерман - Толстой(1770-1857) в военной кампании 1806-1807 гг. получил тяжелое ранение и вынужден был оставить военную службу. Однако в начале Отечественной войны 1812 г. он вернулся в армию и командовал корпусом. Под Бороди­но его контузило, под Бауценом ранило в плечо, а под Кульманом ядро оторвало ему руку. И несмотря на эти тяжелые ранения, без руки, генерал был выдающимся бильярдис­том России до глубокой старости.

Любили играть в бильярд и наши великие поэты А.с. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, и В.В. Маяковский, чему есть многочисленные свидетельства.

С середины XIX в. бильярдная игра в Рос­сии начала развиваться уже по международ­ным правилам, привезенным из Парижа и у нас стали появляться чемпионы по этой игре.

Россия также внесла немалый вклад в раз­витие бильярда. Уже в первой половине XVIII в. любители - бильярдисты имели свой тип бильярдного стола. Это был шестилузный стол, но из-за высоты бортов (у одних столов на была слишком высока, а у других, наобо­рот, слишком низка) и устройства луз он был плохо приспособлен к хорошей игре.

Впервые в России была разработана наи­более целесообразная форма отечественного лузного бильярда в 1850 г. Управляющий би­льярдной фабрикой в Санкт – Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шести­лузного бильярда, наиболее полно отвечаю­щего техническим требованиям. Были усовер­шенствованы форма стола, лузы и форма выступа бортов в той части, которая обтяги­валась резиной. Резиновые борта бильярдных столов впервые появились в американском би­льярде и это в свое время было определенным этапом в развитии бильярдного спорта, так как шары при таких бортах отлично отража­лись, что повлияло и на технику, и на зре­лищность игры.

Постепенно и у нас бильярдные столы становились все более совершенными и при­способленными к хорошей игре, модифици­ровалась конструкция луз и величина шаров.

В 30-х годах XIX в. в России изобрели би­льярдную игру «малую русскую пирамиду». Эта игра очень быстро завоевала широкую попу­лярность. Сейчас она считается классической игрой русского бильярдного спорта, которая распространена также и в других странах мира.

В 1853 г. в Москве были изданы «Правила бильярдной игры», составленные известным московским маркером Р. Бакастовым. Позднее «Правила» издал известный управляющий би­льярдной фабрикой А Фрейберг.

В 1868 г. в России состоялась международ­ная встреча между знаменитым французским бильярдистом Перро и русскими бильярдис­тами. Перро приехал в Россию, чтобы удивить россиян своей фантастической игрой. Он про­вел несколько встреч с сильнейшими игрока­ми Москвы, показал действительно блестящую игру и все партии выиграл. Затем француз встретился с не менее знаменитым в России бильярдистом - маркером Петербургского английского клуба А Часовщиком и проиграл ему с большим счетом.

К этому времени в России в городах было уже немало так называемых бильярдных за­лов, особенно много при трактирах и гости­ницах, которые широко посещались людьми среднего и ниже среднего классов. Как прави­ло, эти помещения в то время и позднее не отличались чистотой, в них много курили, а главное в перерывах между партиями прини­мали для бодрости спиртные напитки или даже наркотики. Там, безусловно, полностью отсутствовал спортивный Интерес, а преоб­ладал лишь денежный.

Особое место в числе выдающихся игро­ков России занимает русский писатель кон­ца XIX - начала ХХ в., знаменитый бильяр­дист того времени АИ. Леман. Он написал пре­красную книгу о бильярде «Теория бильярдной игры», изданную в самом конце XIX в. - 1885 г. (второе дополненное издание вышло в 1906 г., а переиздана она у нас была только в 2000 г.)

Издатель 2-го издания книги «Теория бильярдной игры» Н. Н. Филиппов в разделе «От издателя» пишет, что А. Леман был «все­сторонне образованным человеком, был ли­тератором и художником, к тому же он пре­красно практически и теоретически изучил бильярд». Говоря о достоинствах книги, он отмечает живость и образность языка, стро­гую систематичность изложения: «Автор шаг за шагом, страница за страницей раскрывает нам технику бильярдной игры, объясняет удар за ударам, приводит примеры, не зат­рудняясь и не повторяясь при объяснении самых сложных положений, как оно и свой­ственно настоящему мастеру своего дела».

И далее Н.Н. Филиппов пишет: «Затем внимательного читателя не может не изумить глубина, с которой автор анализирует пред­мет. После него, можно сказать, буквально не остается ни одного положения, о котором нужно было бы еще что сказать. Все исчерпа­но до дна. Точно он все предвидел, все взве­сил, все оценил. Вот это и показывает лучше всего, насколько автор знает то, о чем гово­рит».

Нужно отметить, что и современные знатоки бильярдной игры высоко оценива­ют труд А.И. Лемана. Так, А.Л. Лошаков в «Послесловии к изданию 1998 г.», которое называется «Наследие Лемана и современ­ный бильярд» пишет, что «многочисленные поклонники русского бильярда получили долгожданный подарок» и далее: «Сказать, что «Теория бильярдной игры» стала биб­лиографической редкостью - значит не сказать ничего. Дело в том, что эта книга за­нимает особое место в истории русского бильярда. Она одновременно и отразила, и опередила свое время. К ней вообще нельзя относиться просто как к узкоспециальной литературе. Леман - своего рода бильярдный Гиляровский. Именно благодаря ему мы зна­ем о дореволюционном бильярде больше, чем, допустим, о бильярде двадцатых годов. Где еще можно почерпнуть столь полную информацию об истории и нравах бильяр­дного мира? Но и это не все. Будучи писа­телем-реалистом, Леман показывает нам проявляемую в бильярде человеческую на­туру такой, как она есть, со всеми ее дос­тоинствами и недостатками. Он ратует за ци­вилизованный бильярд и совершенно ис­кренне стремится поднять своего читателя на более высокий интеллектуальный и нрав­ственный уровень».

Сегодня в нашей стране бильярд наконец­-то вновь становится полноправным видом спорта.

Как известно, в настоящее время в мире существует немало разновидностей игры на бильярде, даже по ориентировочным подсчетам – более тридцати видов!

Наибольшим распространением пользу­ются «Малая русская пирамида» (71 очко), «Московская пирамида», «Большая пирамида» с цветными шарами (251 очко), «Американ­ка», «Пул», «Снукер», «Карамболь».

За рубежом за бильярдными столами со­стязаются в национальных и международных чемпионатах мастера игры в Снукер, Пул, Кенон и Карамболь.

Большинство же из нас знакомо с биль­ярдом разве что по партиям, разыгрываемым на экране замечательными актерами Михаи­лом Жаровым и Борисом Чирковым в одном из фильмов трилогии о Максиме да по сцен­ке с Владимиром Высоцким и Леонидом Ку­равлевым в более позднем фильме «Место встречи изменить нельзя». Между тем когда­-то бильярд пользовался в нашей стране огром­ной популярностью, и Россия гордилась сво­ими чемпионами в этой игре. Так же как сей­час гордится чемпионом мира по русской пирамиде заслуженным мастером спорта Ев­гением Сталевым.

В Англии, во Франции, особенно в Аме­рике, лаун-теннис и бильярд являются при­надлежностью всякой достаточной семьи. Во Франции бильярдная игра стала одним из видов спорта, причем состязания в искусст­ве играть на бильярде обставлены неслыхан­ными у нас условиями, и победители вознаг­раждаются весьма крупными призами. Так, например, в Париже разыгрывался междуна­родный чемпионат с главным призом в 40000 франков! Приглашение участвовать в чемпи­онате получили выдающиеся игроки всего мира, которых набралось так много, что со­стязание продлилось четыре месяца. Вся мест­ная печать дала отчеты о партиях между кон­курирующими знаменитостями и поддержива­ла таким образом интерес к этому грандиоз­ному конкурсу по бильярду. Этот знаменитый чемпионат мира по бильярду проходил в на­чале ХХ в. (1906 г.)

Оказывается, до войны только в Моск­ве работало более трех с половиной тысяч бильярдных, в каждой из кото­рых было как минимум два-три стола. Жизнь за ними буквально кипела. Но впоследствии, особенно в годы застоя, бильярдные нача­ли закрываться одна за другой, пока едва не исчезли с карты города.

Объяснение этому очень простое: начи­ная с шустрых директоров домов культуры, клубов, гостиниц и кончая «отцами города», людьми, облеченными властью самой высо­кой, все наперебой тащили на свои «гос» или просто дачи в Подмосковье бильярдные сто­лы. Иметь их стало делом престижным. Еще бы, ведь это столы всемирно известных фирм «Шульц», «Фрейберг», «Зазулин», «Трофи­мов», «Ярыкалов», основанных за добрых полторы сотни лет до Октября. А Андрея Чемоданова так и называли - «Страдивари бильярда». Словом, столы эти были уникаль­ными, бесценными, а если продавались, так шли на валюту наравне, скажем, с ико­нами Рублева.

Как же тут было не соблазниться, не ук­расить свой дом таким великолепием? В об­щем, если где и остались бесценные столы, так в домах творческих организаций да у во­енных, скажем, в ЦДСА.

Городское начальство всячески препят­ствовало функционированию тех общедоступ­ных бильярдных, которые еще остались: дес­кать, и на деньги там играют, и личностей по­дозрительных там предостаточно, в общем, едва не к каким-то вертепам их приравнивали. Удивительно ли, что в такой обстановке ос­тавались непризнанными, да что там, попро­сту пропадали таланты, такие, как знамени­тые Василий Кочетков или Жорж Гаев (кста­ти, это его руки вгоняли на экране шары в лузы, когда «играли» Жаров с Чирковым).

Уничтожить интерес к бильярду оказалось не под силу даже чиновникам. А едва измени­лись времена, как по всей стране начался би­льярдный бум. Сейчас в стране насчитывается только серьезно занимающихся бильярдом, как заметил А. Потикян, «тех, кто жить без него не могут», - около 300 тысяч человек! Число же любителей приближается к пяти миллионам!

В бильярд играли и играют многие извест­ные люди. В разные годы они высказывались об этой увлекательной игре. Приведем неко­торые из этих высказываний.

Маршал Советского Союза Семен Михай­лович Буденный:

- По собственному опыту знаю, что это очень и очень полезная игра для любого воз­раста. При этой игре развиваются практичес­ки все мышцы, но особенно рук, вырабаты­ваются глазомер, ловкость, не говоря уже о том, что игрок только за одну партию прохо­дит вокруг стола путь порядка трех километров.

Моей правой руке не повезло: она была ранена, потом сломана. Если бы не бильярд, который исподволь упражняет мышцы, ос­тался бы я без руки. И лечащий врач рекомен­довал: «Тренируйте руку на бильярде!»

Бильярд - один из видов физкультур­ной закалки, причем очень хороший, уни­версальный вид, особенно для пожилых мужчин и женщин. Вот когда вам стукнет пятьдесят врачи начнут рекомендовать: «Берегите здоровье». А чтобы беречь, надо его иметь! Бильярд и поможет вам в этом. Лично я считаю: каждый мужчина и каждая женщина, если, конечно, они хотят и даль­ше оставаться в строю здоровых, должны полюбить эту игру.

К сожалению, наши спортивные органи­зации скинули бильярд со счетов, а промыш­ленность  никак не хочет научиться делать хорошие бильярды и кии: недоброкачествен­ные столы, разнокалиберные лузы, не по ша­рам, кии - одно наказание. Кий должен сво­бодно ходить в руке, а делают какие-то пал­ки, жерди огородные. Эта проблема остается актуальной и сейчас.

И еще. В бильярдных у нас обычно наку­рено так, что хоть топор вешай. А бильярд, как и всякий вид спорта, требует свежего воздуха. Человек приходит в бильярдную не травиться, а закаляться.

Бильярд - это практический учебник гео­метрии и физики. Нет ни одного шара, кото­рый нельзя было бы положить в лузу, - все зависит только от расчета игрока. Это я за­помнил со времен, когда меня учил этой замечательной игре Глеб Максимилианович Кржижановский.

Народный артист СССР Михаил Иванович Жаров:

- Я очень люблю игру на бильярде. По­любил еще до того, как мне довелось сыг­рать роль короля Санкт-Петербургского би­льярда в известной трилогии о Максиме. Лично для меня бильярд - великолепный спортивный тренинг: он развивает точность, координацию движений, быструю реакцию в сложной обстановке, находчивость. После сыгранной партии я чувствую прилив энер­гии, усталость снимает как рукой. Но, к со­жалению, в последнее время я редко играю в бильярд. Отчасти это потому, что многие из наших бильярдных содержатся в ужасных условиях: дым коромыслом, пиво, денеж­ный азарт. А бильярд-то - игра спортивная! И я нахожу в ней чисто спортивный инте­рес, спортивное удовлетворение. За свою жизнь я сыграл бессчетное количество партий.

Экс-чемпион мира по шахматам Тигран Вартанович Петросян:

- При желании извратить можно что угодно, в том числе и шахматы. Видели, иг­рают на бульварах? Казалось бы, чего уж луч­ше! А среди искренних и бескорыстных лю­бителей этой игры на бульварах подвизается немало «жучков», играющих на деньги.

И пари можно заключить на что угодно: на результат в шахматном матче, на победи­теля музыкального конкурса. И заключают! Но это ведь не значит, что надо прекратить шах­матные матчи или музыкальные конкурсы.

А с бильярдом так и получилось.

Возврат к списку статей

   
 

© TRUABAN - бильярдные столы, кии, аксессуары