Психология и этика бильярдной игры
ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН
бильярдных столов и аксессуаров
Консультации с 9-30 до 18-00

Заказать обратный звонок

Путь хитреца, роман Владимира Санькова

 
Ваша корзина пуста Корзина
Персональный раздел Персональный раздел
Каталог товаров
Бильярдные столы
Кии
Шары
Электроника
Мебель
Комплектующие
Светильники
Чехлы и тубусы
Аксессуары
Игротека
Услуги
Доставка, разгрузка
Монтаж стола
Демонтаж
Регулировка стола
Перетяжка сукна
Замена резины бортов
Ремонт станины


Информация
Энциклопедия
Форум
Где поиграть
Посетителей сейчас: 13
Статьи по теме


Бильярдные столы в наличии и под заказ. Доставка и монтаж бильярдных столов и аксессуаров.
   


Психология и этика бильярдной игры


Игра - одно из замечательных явлений жизни. Будучи на первый взгляд вроде бы бесполезной, на самом деле она представляет собой сложный психологический процесс и яв­ляется жизненно необходимой. Известно много различных те­орий игры: К. Гросса, Ф. Шиллера, Г. Спенсера, К. Брюлле­ра, З. Фрейда, Л. Выгодского и др.

Любая игра рождается как бы из подражания трудовому процессу, но вместе с тем имеет от него четкое отличие. Ра­ботающий человек делает во многих случаях не то, что ему в данную минуту хотелось бы, а то, что необходимо, нужно, должно. Вступая же в игру, человек удовлетворяет в первую очередь потребность в развлечении и утверждении себя как личности.

В процессе игры ее участник обычно ставит перед собой ряд задач, а именно:

- одержать верх, победить, выиграть;

- попутно приятно провести время;

- удовлетворить потребность нервной системы в игровом азарте, т. е. в состоянии, при котором забываются, отходят на задний план повседневные заботы. В состязании, борьбе все силы человека мобилизуются, личность демонстрирует свои физические и интеллектуальные возможности (умение быстро находить выход из трудного положения, принимать нестан­дартные решения и успешно их выполнять);

- развить свои способности или отдельные стороны харак­тера и поднять игру до уровня искусства.

Любая игра увлекает людей, заставляет их отдаваться борь­бе, переживать происходящее всей гаммой своих чувств и тем самым доказывать неувядающую силу человеческого духа. На результат любого состязания влияют различные факторы, из которых важнее всего природные способности играющего и эмоциональность его натуры.

Способности - это закрепленная в человеке система пси­хических процессов, определяющих

пригодность для того или другого вида деятельности. Здесь и наследственные предпо­сылки и усилия самого человека по развитию природных за­датков. Например, среди предков, братьев и потомков И.С. Баха (в пяти поколениях) мы обнаруживаем восемнадцать му­зыкальных дарований. Среди составляющих таланта важнее всего легкость, быстрота усвоения и широта охвата всех влия­ющих на результат данной игры приемов.

Наблюдается и раннее, и позднее проявление способно­стей. Нередки случаи, когда человек в юные годы ничем вы­дающимся не отличается, а в зрелом и даже преклонном воз­расте становится крупным специалистом, ученым, художни­ком и т. д. Другие, наоборот, обещают в молодости много, а повзрослев, ожиданий не оправдывают - это так называемые вундеркинды.

Но особого уважения заслуживают люди, рано заявившие о себе и не растерявшие способностей до конца жизни. Та­ким был, например, один из выдающихся виртуозов кия аме­риканец Вильям Фредерик Гоппе (1887-1959). Еще мальчи­ком он проявил удивительный талант в бильярдной игре, а потом совершенствовал свое мастерство на протяжении всей жизни. В общей сложности В. Гоппе становился чемпионом мира среди профессионалов по различным играм более 50 раз, а также устанавливал рекорды почти в каждой разновид­ности бильярда.

Другой важный игровой фактор - эмоциональность чело­веческой натуры. Переживания человека, связанные с отно­шением к окружающему, составляют сферу его чувств и эмо­ций. Если чувство есть отношение личности к тому, что она делает, то эмоции представляют собой чувства положительные или отрицательные. Другими словами, человек чувствует с по­мощью конкретных эмоциональных переживаний. В игре пе­реживания следуют попеременно со знаками «+. и .-., ситу­ация меняется быстро и непредсказуемо. По окончании пар­тии или ее этапа человеком могут овладевать эмоции, на ка­кое-то время создающие приподнятое или, наоборот, плохое настроение.

К положительным игровым эмоциям относят, например, любопытство, любознательность, удивление, с которых начи­нается всякое познание (в нашем случае освоение игры), а также удовольствие, радость, которые испытывает участник состязания, в том числе - в случае победы - в течение зна­чительного после игрового периода. Удачные, смелые, ориги­нальные решения и действия других игроков могут вызвать у зрителей и более сильные положительные эмоции: восхище­ние и преклонение.

К отрицательным эмоциям относятся легкое раздражение, досада, неудовольствие, подавленное состояние. Нарушение принципа справедливости, некорректные действия соперника, несправедливые решения судей могут вызвать крайне отрица­тельные эмоции - такие, как гнев и даже отвращение.

Кроме вышеперечисленных эмоций можно выделить род­ственные с ними, но занимающие особое место сильные пе­реживания - так называемые аффекты и страсти.

Стремительный, бурный взрыв эмоций, приводящий к раз­рядке и одновременно к неконтролируемым сознанием дейст­виям, представляет собой аффект. Он обычно вызывается внезапными дезорганизующими психику потрясениями. В со­временном, все более коммерциализирующемся спорте проиг­рыш иногда приводит к аффекту. В результате спортсмен вы­бивается из колеи, а иногда даже на длительное время утра­чивает интерес к соревнованиям.

В состоянии аффекта, как говорят, человек «теряет голо­ву». Поддавшись эмоциональному срыву, он иногда оказыва­ется способен на безответственные действия, забывая о по­следствиях того, что творит. По мере ослабления конфликт переходит в интеллектуальную сферу, становится предметом спокойного анализа, его влияние на личность падает.

Психологи рекомендуют тем, кто особенно склонен к аф­фектам, тормозить внезапные взрывы эмоций, не переходить к действиям. В острой ситуации лучше побыстрее покинуть место возникновения конфликта, постараться его забыть и переключиться мыслями на другое.

Страсть, в отличие от аффекта, более стойкое, долго дей­ствующее чувство. В зависимости от обстоятельств, страсть может вспыхивать на какое-то время, а потом проходить, ослабевать и даже исчезать. Для нее характерна сосредоточен­ность, собранность. помыслов и действий, направленных к одной цели.

Известно выражение: «Ничто великое не совершалось без ве­ликой страсти». Для бильярдиста страсть - это жажда овла­деть всеми техническими, тактическими приемами, это стремление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успехов.

деть всеми техническими, тактическими приемами, это стрем­ление играть как можно чаще и побеждать, то есть то ценное качество, без которого невозможно достичь серьезных успе­хов.

 

 

АУГОТРЕНИНГ И МFДИТАЦИЯ

 

После статистического анализа 5000 опросных анкет выяснилось, что на крупных соревнованиях почти половине неу­дач сопутствует ухудшение психического состояния участни­ков. Причем в 42% случаев сами спортсмены видят себя в от­ветственные моменты состязаний в состоянии выбивающей из колеи тревоги и еще примерно 596 - в состоянии страха, толкающем даже к отказу от дальнейшей борьбы.

Спокойными в экстремальных условиях оставались чет­верть участников. Многие из этой группы стали чемпионами, призерами либо заняли достаточно высокие места.. Еще при­мерно четверть, испытывая тревогу и страх, все же сумели мобилизоваться, преодолеть эти состояния и в конечном ито­ге также добиться успеха.

Первым исследователем стресса считается канадский уче­ный Г. Селье, который еще в середине 30-х годов выделил три стадии этого явления:

1. Реакция тревоги (фаза «шока»), понижающая сопротив­ление организма с включением защитных механизмов.

2. Стадия сопротивления, когда достигается приспособле­ние нервной системы к новым условиям.

З. Стадия истощения защитных механизмов - разбаланси­рование действий. Вместе с тем общеизвестно, что стрессовые состояния в ходе спортивного единоборства не возникают спонтанно, из ничего. Обычно они зарождаются значительно раньше, на стадии подготовки. Уже в этот период мешает сосредоточи­ться «тревожное ожидание», все более заметными становят­ся повышенная взволнованность, озабоченность, излишняя суетливость в движениях. Контакт с такими людьми затруд­нен, они отвечают невпопад, болезненно реагируют на шут­ки, обижаются из-за пустяков, часто невнимательны к сове­там тренеров, наставников и товарищей. Стараются избе­гать расспросов, предпочитают уединяться. У некоторых развивается частое изменение окраски лица: за покраснени­ем приходит бледность и наоборот; появляется сухость во рту. Накануне соревнований пропадает аппетит, мучает бес­сонница.

Все эти проявления «тревожного ожидания» особенно ха­рактерны для соревнований высокого ранга, встреч с заведо­мо сильными или с ранее неизвестными соперниками. Посто­янное напряжение лишает спортсмена так необходимого ему отдыха, а во многих случаях просто истощает его нервную си­стему.

Серьезной проблемой в подготовительный период может стать реакция невротического пресыщения, возникающая на фоне слишком интенсивных игр и тренировок.

Л. Тиссен в книге «Время стрессов» (М., 1990) приводит такой пример. Баскетболист П., спокойный, уравновешенный по натуре, выносливый, с бойцовским характером, в совер­шенстве владеющий техникой игры, по результатам первой половины чемпионата страны был признан лучшим игроком. В каждой встрече он находился на площадке примерно по 80% игрового времени, принося команде немало очков. Та­ким образом, как ключевой игрок команды, он нес на своих плечах основную нагрузку. Но однажды спортсмен неожидан­но заявил: «Мяч стал мне противен, смотреть на него не могу; ужасно надоел баскетбол!..» У П. пропало желание и тренироваться, и участвовать в состязаниях. Несмотря на сни­жение тренировочных нагрузок и психотерапию, спортсмен до конца сезона так и не смог восстановить своей лучшей формы.

Возникает законный вопрос: как преодолеть нежелатель­ный для спортсмена стресс? Конечно, многое зависит от тре­неров и психогигиенистов, но все же главная роль в преодо­лении неблагоприятных психологических состояний отводится самому спортсмену. Ему следует изучить свой организм и освоить способы защиты от стресса или, как часто называют их в последнее время, методы психической или психологиче­ской саморегуляции.

К числу таких методов, давно зарекомендовавших себя с лучшей стороны, относится система аутогенно тренировки, разработанная и впервые описанная в 1932 году бер­линским невропатологом Ноганном Щульцем в монографии«Аутогенная тренировка - сосредоточенное расслабление1о).

В основу метода аутогенной тренировки были положены системы саморегуляции Древнего Востока, основанные на гипнотическом самовнушении.

Возврат к списку статей

   
 

© TRUABAN - бильярдные столы, кии, аксессуары